Как делать покупки в интернете?

Согласно маркетинговым исследованиям, 10 процентов жителей Земли (а это 627 млн. человек) регулярно совершают покупки в Интернет-магазинах. Только в России товары он-лайн приобретают до 12 млн. человек ежегодно, и эта цифра растет с астрономической скоростью.  

Что покупать? Сколько тратить?

все о покупках в интернете  Аналитики подсчитали среднюю сумму, потраченную за год типичным любителем онлайнового шоппинга, – 634 доллара. Кстати, объем оптовой торговли через Сеть в 2007 году достиг 1,3 млрд. долларов. Специалисты полагают, что рынок он-лайн-покупок в России будет расти. На сегодняшний день 39% продаваемых через Интернет товаров составляет бытовая техника и электроника. Далее с большим отрывом следуют компьютерные комплектующие (14%), еще 10% приходится на игры, игрушки, товары для детей и подарки. На товары для дома - 8% от всех покупок, столько же на автозапчасти. 7% занимают книги, газеты, журналы и диски (CD, DVD и прочие). А вот спрос на косметику растет в геометрической прогрессии.

Как делать покупки в Интернете?

Бум интернет-покупок, скорее всего, объясняется тем, что постоянная работа с Интернетом выработала у людей стойкую привычку, плавно переходящую в инстинкт: для поиска любых сведений надо идти в Сеть. Простейший запрос в поисковой системе – например, "мобильный телефон" - выдаст огромное количество ссылок на сайты с предложением этого товара. Следует обратить внимание на то, что при современном уровне технологий оплату покупок можно осуществить мгновенно, не отходя от компьютера. А самое главное,  не придется расставаться с милыми сердцу хрустящими купюрами - всего лишь одно нажатие клавиши: оплата производится электронными деньгами. (В России наибольшее распространение получили 2 системы электронных платежей: «WebMoney» и «Яндекс.Деньги».) Нельзя не согласиться с тем, что этот психологический момент виртуальных покупок часто играет с покупателем злую шутку, способствуя совершению спонтанных, необдуманных приобретений. Набор услуг в Интернет-магазинах практически всегда одинаков. Используя несложную систему навигации, переходя из раздела в раздел, выбирается товар. При этом у опытного покупателя открыто сразу несколько окон с сайтами разных виртуальных магазинов. Поэтому у «акул Интернет-покупок» на принятие решения, особенно если это касается крупных приобретений, уходит от трех до пяти часов. На грамотно сконструированных веб-ресурсах можно искать товар «по производителю» или ограничиться конкретной моделью, узнать ее подробные характеристики. При желании можно обсудить достоинства и недостатки того или иного товара со специалистами или другими клиентами (для этого существует специальный форум). Качество сервиса в разных электронных магазинах сильно отличается друг от друга . В фешенебельных виртуальных супермаркетах все характеристики изделия кратко представлены в аккуратно оформленных таблицах. В магазинах попроще эти же данные реализованы в виде текстовой справки, а какой-нибудь важный параметр запросто может быть опущен. Отличается и уровень консультативной помощи клиенту. Наиболее серьезные магазины предлагают целый спектр услуг: от обычного телефонного звонка до чисто сетевых способов общения, таких как диалог по ICQ с дежурным консультантом. Большинство же магазинов пока ограничиваются консультациями по телефону и электронной почте, что менее удобно. Электронные письма могут обрабатываться больше недели (как повезет), а звонить в другой город весьма накладно. Товар в электронном магазине нельзя пощупать и этот недостаток многие пытаются компенсировать дополнительными услугами, свойственными Интернету. На большинстве сайтов  применяется функция сравнения, используя которую можно сравнить одновременно две и более модели и принять верное решение. Процедура заказа во всех электронных магазинах выстроена по единой схеме. В определенную форму заносятся данные о модели, имя контактного лица, адрес и номер его телефона. К сожалению, в некоторых случаях попытка оформить покупку может вылиться в долгое и нудное заполнение анкеты, где обязательно указание информации, требующейся явно не для доставки товара, а для последующей «обработки» клиента рекламными сообщениями.

Чтобы не "обжечься". Опасно ли делать покупки в Интернете?

Во-первых, большинство населения считает, что Интернет-приобретения обходятся на порядок дешевле, чем обычные покупки. Ведь Интернет-магазины не платят за аренду  торговых залов и складских помещений, не вынуждены содержать большой штат сотрудников. Это не так. Расходы по созданию виртуальных магазинов могут достигать десятков тысяч долларов. Мало зарегистрировать броское доменное имя типа pokupki.ru (com) и грамотно построить сайт. Придется раскошелиться на дорогой лицензионный софт, заручиться поддержкой поставщиков, и, главное, потратиться на «раскрутку» магазина, то есть на рекламу, рассчитанную на  целевую аудиторию. Понятно, что эти затраты  отражаются на цене товаров. Исследования книжного Интернет-рынка показали, что  среднее отклонение цен в интернет-магазинах, по отношению к их стоимости в обычном магазине - 12,2%, максимальное – 23,6%, а предельная разница между ценами на одну и ту же книгу составила аж 33,4%!

Совет первый: прежде чем оформить заявку на приглянувшуюся вещь, лучше посмотреть цены в офф-лайн магазине. Не все просто и с доставкой купленного товара, особенно если покупатель живет на периферии. Необходимо быть готовы к тому, что условия доставки покупок в разных магазинах сильно разнятся. Одни доставляют товары почтой. Причем в некоторых случаях Интернет-магазины не берут на себя ответственность за возможные накладки, связанные с работой почты  Другие имеют собственную систему логистики, однако в этом случае срок доставки может достигать нескольких месяцев. В одних он-лайн магазинах цена доставки зависит от веса купленного товара, в других от габаритов, в третьих - от общей суммы покупки.

Совет второй: необходимо проверить условия доставки товара. Стоимость доставки может быть дороже самой покупки, а условия таковы, что в ожидании вожделенного товара придется провести немало времени. На первый взгляд ассортимент электронных магазинов гораздо шире обычных. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что далеко не все из представленных на сайте моделей есть на складе.

Совет третий: лучше уточнить по телефону наличие товара на складе. Разумеется, что, как и в реальной жизни, в сети запросто можно «нарваться» на отнюдь не виртуальных мошенников и аферистов, желающих завладеть вашими кровными. Признаками Интернет-лохотрона могут служить подозрительно низкие цены, отсутствие номера телефона на сайте, почтовые ящики с бесплатным контентом (типа mail.ru), требование 100% предоплаты. Обычным делом в последнее время стала Интернет-торговля контрафактной продукцией. Например, покупателю запросто могут «всучить» несертифицированную в России модель мобильного телефона, который не поддерживает принятый стандарт связи, либо не оснащенный русским шрифтом.  Бывают случаи, когда по почте приходит товар с заводскими дефектами или, например,  техника явно бывшая в употреблении. Судиться в таких случаях, особенно если продавец находится  в другом городе (или даже стране), - дело довольно долгое и утомительное. Специалисты полагают, что покупки в Интернете следует совершать только в специализированных магазинах. То есть там, где торгуют одним видом товара, например, только бытовой техникой, или только автозапчастями. Это в какой-то степени может обезопасить потребителя от возможных ошибок. Как правило, на таких Интернет-ресурсах можно найти аналитические материалы по теме или советы специалистов. На уважающих себя сайтах всегда выложены понятные условия гарантийного обслуживания, четко прописаны цены, как на товар, так и на его доставку. Как правило, на сайтах Интернет-магазинов есть счетчики количества посетителей за день и за месяц. И хотя это не всегда объективный показатель добросовестности продавца, однако большое число посещений даст понять, что владелец магазина потратил значительную сумму для рекламы своего бизнеса. Совет четвёртый: следует обратить внимание на посещаемость сайта, прежде всего на актуальность стоимости покупки. Совершать покупки в сети интернет – это так же естественно для современных людей, как пользоваться мобильным телефоном, ICQ или иметь дома цветной телевизор. Виртуальная торговля помогает пополнить коллекцию книг, обновить программы на компьютере или даже приобрести новый велотренажер. Каждый сможет с легкостью назвать основные причины того, что вместо похода в ближайший супермаркет люди все чаще обращаюся в магазин с вывеской Internet Explorer.

Во-первых, это широчайший выбор товаров – редкий «кирпично-бетонный» коллега интернет-магазина может соперничать с ним по охвату ассортимента. 

Во-вторых, это цены, которые становятся ниже за счет отсутствия необходимости оплаты труда продавцов-консультантов и аренды торговых площадей в центральных местах города.

В-третьих, это круглосуточная доступность, благодаря которой можно выбирать себе новый диван хоть среди ночи, лежа на мягкой кровати с тепленьким ноутбуком. И, конечно,имеется возможность получить огромное количество информации о товаре как в самом магазине, так и в «соседней» поисковой системе. Делать онлайн–покупки не просто очень удобно, а еще и полезно. Есть еще одно преимущество, о существовании которого раньше знали только некоторые эксперты в области продаж. А именно: цифровые магазины помогают удержаться от покупки ненужных товаров. Помогают на чисто психологическом уровне. Гарвардская школа бизнеса недавно провела исследование, в котором попыталась выяснить, существует ли взаимосвязь между тем, какие товары мы заказываем, и временем их получения. Внимание ученых привлек интернет-магазин, продающий продукты. Все, что «лежало на полках» цифрового продуктового магазина, исследователи разделили на две категории: «то, что хочется», и «то, что нужно». В «то, что хочется» попали продукты, к которым руки покупателей в обычных супермаркетах тянутся сами – это самые разнообразные сладости, мороженое, газированные воды и другие продукты - все вкусненькое, но вредное для здоровья и фигуры. А категорию «то, что нужно» составили лучшие друзья любого диетолога – свежие овощи и фрукты, низкокалорийная пища, минеральные воды и другое съестное, радующее организм витаминами и здоровьем, но не всегда поражающее воображение аппетитностью и внешней красотой. После такого разделения ученые в течение года при помощи особой программы наблюдали за поведением виртуальных покупателей. Кстати, посетители магазина могли делать свой заказ, выбирая удобное им время доставки – от двух до пяти дней. За год наблюдений наметилась устойчивая связь между временем получения товара и тем, что захотели приобрести клиенты магазина. Эта связь заключалась в том, что чем больше времени от совершения заказа до получения продуктов, тем большую часть корзины составляли полезные продукты и меньшую – «то, что хочется». Почему же покупатели, которым предстояло дольше ждать доставку, совершали более правильный выбор? Различное восприятие одного и того же факта в зависимости от того, как быстро все произойдет – давно обнаруженный психологический феномен.

Далее рассмотрим как оплачивать покупки в интернет-магазинах